Новости

13:42

Невозможное возможно: или военный БРДМ «на гражданке»

Невозможное возможно: или военный БРДМ «на гражданке»

 

(40 Kb)
Выездите на рыбалку на хороших внедорожниках? А ваш Patrol застревал вболоте? Сколько раз вы ходили за трактором, когда поехали на охоту наLand Cruiser?

Увы, но, видимо, правы те, кто утверждает, что по нашему бездорожью можно передвигаться только на танке...

Иначе с чего бы наши любители охоты и экстрима начали осваивать военную технику.

Если раньше нас удивляли поступкиводителей на дорогах, то сегодня скорее удивить больше может машинаводителя, а не его поведение на дороге.

Мы давно привыкли к разнообразнойэкзотике. Кажется, нашу публику, избалованную необычными автомобилями,уже ничем не тронуть. Но БРДМ, подкативший к банку или казино, точновызовет всплеск эмоций. А это не такая уж и фантастическая картинка -автомобиль имеет право передвигаться по дорогам общего пользования. Повсем статьям он куда как круче джипа. По оснащению ближе к небольшойквартире, нежели к автомобилю. А уж стоит - как целый дом.

Купить военную технику в нашей странене составляет труда уже лет двадцать. Возможность кататься на БРДМ уграждан бывшего СССР появилась в самом начале 90-х. Тогда был дикийспрос на покупку гражданскими лицами военной техники. Использоваласьона главным образом в загородных поездках на охоту или же рыбалку. Да исейчас она используется преимущественно в этих целях.

Покупают военную технику, как правило,бизнесмены, которым надоели «обычные» внедорожники. Есть также такаякатегория граждан, которые покупают себе бронетранспортеры дляколлекции.

Самым распространенным вариантом военноймашины является БРДМ. Многие бы предпочли классический бронетраспортер(БТР) с 8 колесами, но с этим сложнее. Дело в том, что он непредназначен для городской местности. Он слишком широкий (почти 3 м) итяжелый (13,6 т). Поэтому выбирают вариацию БТР – БРДМ. Она в ширинупочти 2 метра, а весит 5 тонн. И на ней можно свободно перемещаться погороду.

Помимо классики военной машины, дляграждан есть еще и новинки. Например, КамАЗ выпускает машину «Выстрел».Она создавалась для сопровождения колонн солдат. У «Выстрела»баллистическая защита 6-ого класса, V-образное днище бронекорпусапротив взрывов мин и фугасов, постоянный полный привод 4х4. В машинепомещается до 10 человек.

Не меньшей популярностью (в основном вРоссии) пользуется ГАЗ-39371 «Водник». Он разрабатывался для установкифункциональных модулей, необходимых для транспортировки людей и грузовв труднопроходимых районах, при необходимости — с обеспечением защитыэкипажа от огнестрельного оружия. По словам разработчиков машины,«Водник» пользуется огромным спросом среди гражданского населения. Естьнесколько модификаций. Базовый вариант выглядит так: 4-цилиндровыйдизель «Катерпиллер-3114» с турбонаддувом объемом 4,4 л и мощностью 148л.с.

Понятное дело, что боевой вариантбронетранспортеров вам никто не продаст. Срезается стойка для пулеметана крыше, различные военные штучки, как специальная радиосвязь и такдалее. Только после этого машина списывается и ее можно купить.

БРДМ - бронированная разведывательно-дозорная машина

Итак, одной из наиболее распространенныхгражданских версий военных автомобилей является БРДМ - бронированнаяразведывательно-дозорная машина.

Мобильность для «глаз и ушей армии» -разведки - качество совершенно необходимое. В Советском Союзеспециальный транспорт для разведчиков появился после ВеликойОтечественной войны, когда стало ясно, что в современных условияхнеобходима скоростная и универсальная боевая машина с надежной защитой,вооружением и оснащением. Оборонщикам дали заказ создать такую, ивскоре они представили военным готовый образец.

Позже был выпущен модернизированныйвариант - БРДМ-2, знакомый по парадам, кинофильмам и телепередачам наармейскую тему. До распространенности автомата Калашникова этой машине,конечно, далеко, однако она стоит на вооружении не только в нашейстране. За рубежом, например, ее оценили в войсках ООН.

Называть специфическое ТС автомобилемне совсем правильно, ведь это представитель особого вида техники.Однако в наличии двигатель внутреннего сгорания, колеса, коробкапередач, руль и педали... Больше того, БРДМ можно увидеть иногда и нашоссе - по пути в загородный дом, например…

Машина оснащена карбюраторным V8 объемом5,5 литра. ЗМЗ-41 развивает 140 л.с. при 3200 об./ мин. Крутящий моментсоставляет 353 Н.м в диапазоне 2000-2500 об./ мин. Конечно, 140 сил длятакого мотора не бог весть что, однако автомобиль способен честнодержать скорость 120 км/ч на шоссе и до 12 км/ч на воде. Куда больше?!Стоит еще учесть зверский аппетит «восьмерки». Правда, емкостьтопливных баков тоже не назовешь скромной, и считается, что запас ходана одной заправке - 750 км.

С обзорностью у армейской машины беда.Чтобы упростить жизнь водителю, с передних стекол обычно снимаютбронелисты, по бокам кабины пристраивают огромные сферические зеркала,а на запаску, стоящую в корме - над тоннелем водометного двигателя, -приспосабливают камеру заднего вида на поворотном кронштейне. Уголобзора позволяет получить на мониторе в кабине отличную картинку.

Кстати, о запаске. По большому счету,это просто бутафория, ведь компрессор центральной подкачки колеспозволяет каждому баллону выдерживать до семи пулевых пробоин, неговоря уже о гвоздях. Эдакие «run flat» прошлого столетия, и работаютне хуже нынешних. Впрочем, военные технологии издавна обгонялигражданские на десяток лет, как минимум.

На первый взгляд кажется, что машиначетырехколесная, но - присмотритесь! Между каждой парой по бортуразмещается еще два колеса - поменьше. Здесь стоят пневматическиеавиационные шины, накачанные до 5,5-6,0 атм. Обычно они находятся впоходном положении - поджаты под «брюхо». Но их можно выпустить,включив гидропривод, и тогда БРДМ станет четырехосным. По проходимостиему разве что с танком тягаться, что уж тут говорить об обычныхвнедорожниках.

В стандартное оснащение БРДМ входит4-тонная лебедка с 30-метровым тросом. Она рассчитана на вызволение изплена самой бронированной машины, так что выдернуть из болотазастрявший «Гелик» или тот же Hummer для нее сущие пустяки.

Однако представить ситуацию, когдапригодится лебедка, сложно. Автомобиль полноприводный, шины «зубастые»,а геометрическая проходимость превосходная (вспомним дополнительныеколеса). Наибольший угол подъема - 30°, угол крена - до 25°.

Если отвлечься от описания боевыхдостоинств и попытаться самому сесть за руль, первое, что можноиспытать, - это растерянность. Разницу между военной и гражданскойтехникой понимаешь мгновенно. Такие выражения, как «настройки кресла»,«обзорность», «эргономика» и уже тем более «комфорт», стоит на времяисключить из поля сознания - единственное, чем руководствуютсясоздатели подобной техники - это функциональность. Человек тут не болеечем элемент конструкции, оно и понятно - на войне как на войне.

Управляемость БРДМ на высоких скоростях,судя по отзывам гражданских лиц, становится довольно специфической, апотому в какой-то момент владелец такой машины с непривычки может несправиться с управлением. Не беда, даже если машина устремиласьпрямиком в небольшое (или большое) дерево! Рефлексы водителя«легковушки» в такой ситуации заставляют вжаться в кресло и прикидыватьстоимость предстоящего кузовного ремонта. В случае машины разведки всеполучается иначе: дерево с хрустом исчезает где-то под днищем,единственное повреждение - пара небольших царапин на покрывающей бронюкраске. В общем, при отсутствии дороги, ее можно проложить на БРДМ.

Довести до ума…

«Тюнинг» военной техники (если термин«тюнинг» вообще применим здесь) стоит дороже, чем она сама. Но этодействительно стоит того. По словам специалистов по тюнингу военныхмашин, клиентам предлагаются обшивка салона кожей, установкадополнительных окон (о чем упоминалось выше) и кондиционера, системночного видения, навигации и т.д. и т.п.

Можно установить коробку «автомат», атакже многое другое. Словом, сделать из грубого военного монстраштаб-квартиру класса «люкс». Цена при этом очень высокая. Но это немешает людям покупать переделанные БРДМ.

Возникает вопрос: если народ так активно покупает военную технику, то почему же тогда ее так сложно увидеть вживую?

А вы представьте себе стоящий под окнамиБТР или же на подземной стоянке. Все дело в габаритах. Потому военнаятехника в основном у тех граждан, кто живет за городом. У них большиегаражи, территория проживания, на которой легко поместятся сразунесколько БТР. Посему военную технику почти нереально встретить наулицах города и в городской черте.

В итоге

Конечно, если вы не коллекционируетеподобные машины, а являетесь любителем поохотиться и порыбачить, то вамдостаточно будет и какого-нибудь джипа. Тот же Land Cruiser прекрасноподойдет на роль комфортного и проходимого внедорожника. Но в военнойтехнике все-таки своя изюминка. Тем, кто привык ездить на природу на«стандартных» внедорожниках, этого не понять. Хорошо сказали на одномиз сайтов, что занимаются продажей БРДМ: это свобода передвижения вездеи всегда, это машина, которую можно расстреливать из пулемета,сбрасывать с парашютом, топить в реке — и ей ничего не будет!

На такой машине можно, не шутя, сесть иотправиться на край света. Через болота, через речки, можно вплавь...Опять же выехать на середину озера, «прощупать» эхолотом дно ипорыбачить. Не снимая смокинга, под бубнеж телевизора, под прикрытиемброни и со страховкой в виде спутниковой связи.



Название раздела:  Спецтехника
Источник информации:  Эльдар Батраев

Сделать бесплатный сайт с uCoz